контакты
паломникам
A+ A A-

объявление

     Дорогие о Господе братья и сестры! Христос Воскресе! По благословению Высокопреосвященнейшего Германа, митрополита Курского и Рыльского мы начинаем сбор свидетельств прижизненной и посмертной благодатной помощи по молитвенному ходатайству архимандрита Ипполита (Халина). Просим всех, кому Батюшка помог при своей земной жизни и тех, кто получил помощь после кончины подвижника, поделиться своими свидетельствами. Обращаем особое внимание на то, ваши свидетельства не могут быть анонимными. Для того, чтобы они были приняты и рассмотрены Синодальной комиссией по канонизации святых, в них должны содержаться фамилия, имя, отчество, адрес и контактный телефон. Молитвами святителя Николая Чудотворца и Батюшки Ипполита да сохранит вас Господь в добром здравии! С любовью о Христе Воскресшем игумен Роман с братией. 15 мая 2021 года.

Сщмч. Никодим (Кононов)

    День памяти 28 декабря /10 января

     В 2000 году в числе новомучеников и исповедников Российских прославлен святитель Никодим (Кононов), занимавший Рыльскую епископскую кафедру и проживавший в нашем монастыре в 1911-13гг. 

    Александр Кононов родился 18 июня 1871 г. в Архангельской губернии в семье священника. Род Кононовых известен целым рядом выдающихся священников-миссионеров, просветителей народов Севера. Любовь к Церкви и пример святых подвижников русского Севера с юношеских лет вдохновляли Александра и определили его выбор жизненного пути. Он окончил Архангельскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию, где 10 февраля 1896 года принял монашеский постриг с именем Никодим и вскоре был рукоположен в иеромонаха.

   Уже в годы учебы ярко проявился его незаурядный талант ученого-исследователя и дар мастера слова, сочетавшиеся с горением монашеского сердца, устремленного в горняя. Студентом духовной академии иеромонах Никодим составляет акафист святителю Иоанну Златоусту, но цензор отклонил его на том основании, что «акафист гению должен писать гений, а не безвестный иеромонах». Позднее тот же акафист был уже анонимно представлен на конкурс, победил и получил общецерковное признание, а его автор – благодарность Святейшего Синода.

   По окончании академии иеромонах Никодим получил назначение смотрителем духовного училища и педагогических курсов в Санкт-Петербурге и за примерное отправление обязанностей неоднократно награждалась епархиальным руководством, а в 1901 году был возведен в сан архимандрита. Одновременно о. Никодим предпринял кропотливую и основательную работу по составлению житий святых отцов, просиявших в наиболее близких ему по рождению северных и уральских землях. Всего за три года подвижнику удалось подготовить не только несколько фундаментальных жизнеописаний преподобных угодников (Александр Свирский, Иов Уральский, Никодим Хозьюгский), но также энциклопедически обширные труды, в том числе Санкт-Петербургский, Соловецкий и Архангельский патерики. На молодого богослова-агиографа обратил внимание и благословил на подвиги св. прав. Иоанн Кронштадский.

   В 1904 – 1910 г.г. архимандрит Никодим работал ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий. В те предреволюционные годы работа с молодежью, даже церковной, требовала твердой гражданской позиции, умения ее отстоять, утвердить колеблющихся, переубедить «бунтовщиков». Калужский епископ благодарил архимандрита Никодима за «неусыпные труды по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль не подчиняться законным распоряжениям начальства».

   9 января 1911 г. в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был хиротонисан во епископа Рыльского. 20 февраля (ст.ст.) в Рыльске состоялась торжественная встреча архиерея. На станции его приветствовала хлебом-солью в полном составе Городская управа, по пути следования к собору были расставлены войска. Благочинный города протоиерей Михаил Стефановский в приветственной речи подчеркнул, что «в настоящее тревожное, неустойчивое время, когда вопросы веры и жизни христианина среди врагов требуют особенно неослабного внимания, Ваше Преосвященство направите ваши слабые силы к делу благотворному, поддерживая нас немощных благодатною епископскою молитвою». Благочинный выразил и надежду рылян, что «руководствующая архипастырская рука не будет десницею суровой, а любящею, отеческою». Преосвященный же рассказал, что «привык быть в мире и любви» не только по своему рождению и воспитанию, но и по молитвенному завету родителей, а в Рыльск «привез с далекого и холодного севера сердце любящего отца».

   И действительно, епископ Никодим за короткое время снискал любовь и уважение священства и паствы. Современники отмечали, что «проповеди епископа Никодима отличались необыкновенной силой богословской истины, красоты, выразительности и убедительности». Служил он истово и отрешенно, весь уходя в предстояние Богу, был «как посланец с небес среди земных людей». Отмечалась его особая повествовательно-напевная манера чтения молитв во время богослужения. Как архипастырь, владыка Никодим действовал сообразно обстоятельствам, был и снисходителен, и заботлив, но мог быть и непреклонно строг.

   Вступая на архиерейское служение в Курской епархии, в состав которой тогда входила и Белгородчина, епископ Никодим воспринял свое назначение как чудо и милость Божию по молитвам к святителю Иоасафу Белгородскому. Еще до прославления этого угодника Божия архимандрит Никодим сугубо обращался к его заступничеству, и был глубоко тронут тем фактом, что хиротония его состоялась в канун дня кончины любимого святителя, а на Рыльскую кафедру владыка прибыл незадолго до открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского. Как часть того же Промысла Божиего епископ Никодим воспринял свой перевод в 1913 году на Белгородскую кафедру и приложил все силы для утверждения почитания своего святого предшественника. Епископ Никодим составляет акафист святителю Иоасафу, в 1914 г. выпускает обстоятельную книгу "Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа", воссоздает его покои в Свято-Троицком мужском монастыре, создает уникальный музей святителя Иоасафа с обширным фондом документов. В 1917 г. труды епископа Никодима были отмечены степенью магистра богословия, но этот же год принес и несчастья на Белгородскую землю. Начались гонения на Церковь и ее служителей, общеизвестными в Белгороде стали факты ужасающих преступлений большевиков.

   Слова из составленного епископом Никодимом акафиста святителю Иоасафу: «меча духовного в ножны не вложивый» можно отнести и к самому епископу Никодиму. Он сражался с беззаконием доступными ему духовными средствами – проповеди владыки были поистине «мечом духовным», им он защищал свою паству. Епископ Никодим открыто обличал насилие, грабежи и убийства, совершаемые властями, учил, что законы Божии выше законов человеческих. Близкое окружение уговаривало архипастыря поберечь себя, но он был непреклонен. Один из палачей владыки белгородский комиссар Саенко вспоминал, как секретарь Курского губкома предупредил его, что «епископ Никодим - это сильный и опасный враг, с которым придется вести длительную борьбу».

   После праздничного богослужения Рождества Христова 1919 г. Саенко арестовал владыку. Многолюдные демонстрации в защиту любимого архипастыря были разогнаны властями. Одну из них возглавила жена священника начальница женской гимназии М.Д. Кияновская, которая в тот же день была расстреляна. Владыку же для видимости отпустили, но на следующий день вновь доставили в ЧК, подвергли пыткам и расстреляли 28 декабря 1918 (ст.ст.)/10 января 1919 г. (н.ст.).

   Власти всячески постарались скрыть от народа эту казнь, сделать безвестным имя и место погребения замученного архиерея. Он был тайно погребен в общей могиле за городом, но это место стало известно пастве, его стали украшать цветами, на могилке появились кресты и иконки. Через полгода в Белгород вошла Добровольческая армия Деникина, и тело священномученика перезахоронили при участии всего духовенства и большом стечении народа на завещанном епископом Никодимом месте – у северной стены собора Свято-Троицкого монастыря. Но в 1930 году большевики взорвали собор, сравняли монастырь с землей, и место захоронения было утрачено.

   Священномученик епископ Белгородский Никодим (Кононов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Память его совершается в день его мученической кончины 10 января, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также почитается в Соборе Санкт-Петербургских святых и Соборе святых, в земле Курской просиявших.

   2 ноября 2012 года к этим праздникам прибавился новый – в этот день нетленные мощи сщмч. епископа Никодима (Кононова) были вновь обретены на месте бывшего Свято-Троицкого монастыря. После идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима 20 октября / 2 ноября 2012 года». Святые мощи сщмч. Никодима теперь пребывают (и открыты для поклонения) в Свято-Троицком храме Белгородской митрополии, где в октябре 2017 г. освящен также храм в честь священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского.

   Заканчивая повествование о святых в «Архангельском патерике», епископ Никодим писал: «Теперь они с горних высот взирают на нас и своими молитвами облегчают наши труды. Как яркие звезды на полуночном северном небе, сияют они, угодники Христовы, светом своих добродетелей и влекут наши сердца к горним обителям...» Эти же слова можно сказать и о самом епископе Никодиме – ученом богослове, духовном писателе, ярком проповеднике, ревностном архипастыре, много лет послужившем в различных краях русской земли, а в последние годы жизни – и на Рыльской кафедре.

   Новомучениче святителю Никодиме, моли Бога о нас!

 

 

Яндекс.Метрика