контакты
паломникам
A+ A A-

объявление

     Дорогие о Господе братья и сестры! Христос Воскресе! По благословению Высокопреосвященнейшего Германа, митрополита Курского и Рыльского мы начинаем сбор свидетельств прижизненной и посмертной благодатной помощи по молитвенному ходатайству архимандрита Ипполита (Халина). Просим всех, кому Батюшка помог при своей земной жизни и тех, кто получил помощь после кончины подвижника, поделиться своими свидетельствами. Обращаем особое внимание на то, ваши свидетельства не могут быть анонимными. Для того, чтобы они были приняты и рассмотрены Синодальной комиссией по канонизации святых, в них должны содержаться фамилия, имя, отчество, адрес и контактный телефон. Молитвами святителя Николая Чудотворца и Батюшки Ипполита да сохранит вас Господь в добром здравии! С любовью о Христе Воскресшем игумен Роман с братией. 15 мая 2021 года.

Утерянный образ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

 Неподалеку от Рыльска, в месте впадения в Сейм реки Амоньки, стоит старинное село Асмолово (до XVII века именовалось Осмолово). Это место занесено в Археологический атлас России и хорошо известно археологам, исследования и находки которых позволили сделать выводы о существовании здесь поселения не позднее, чем с IX века.
 По преданию в XV веке в Осмолово на острове реки Сейм был явлен образ святителя Николая Мирликийского, который затем прославился чудесами. На острове, где явилась чудотворная икона, создается Амонская пустынь, приписанная к Рыльскому монастырю (упоминается с XVII в.). В 1782 Амонская обитель закрывается, а чудотворный образ переносят в Рыльский Николаевский монастырь, где он становится главной святыней. Настоятель Рыльского монастыря и его историк архимандрит Анатолий (Ключерев) в 1885 году писал:  Самую драгоценную святыню сей Обители составляет икона святителя Христова Николая, почитаемая чудотворною».


КРЕСТНЫЙ ХОД

 Когда Амонская пустынь, в которой хранился образ, была закрыта, ее территория на острове у села Асмолово в XIX-XX веках по-прежнему оставалась владением Рыльского Свято-Николаевского монастыря. (В народе это место долгое время так и называлось – «монастырь»). На острове, на месте пришедших в ветхость храмов, для совершения молебнов и крестных ходов была устроена приписанная к монастырю часовня.
   Из описания Курской губернии начала XX века: "На острове реки Сейм, близ села Асмолова, есть часовня. Предание говорит, что она стоит на том месте, где явилась чтимая рылянами древняя икона свт. Николая, хранящаяся в Николаевском мужском монастыре близ Рыльска. На месте часовни была прежде Амонская пустынь. Сохранилась здесь плита над могилою схимника Пафнутия с надписью начала XVII в. Сюда ежегодно совершается из монастыря крестный ход с иконою свт. Николая для молебна о здравии Царской Семьи".

 После Литургии в соборе Рыльского Николаевского монастыря древнюю икону свт. Николая Чудотворца выносили из храма, и торжественное шествие с крестом и хоругвями отправлялось в село Асмолово, останавливаясь для молитвы в попутных селах (Висколь – Стропицы – Березники – Кольтичеево - Асмолово), переправляясь затем на пароме через Сейм на остров, где в монастырской часовне совершалось богослужение. Утром жители села Асмолово по усердию принимали икону по своим домам, служились частные молебны.
   Если все источники вплоть до конца XIX века называют датой крестного хода 22 мая, то уже в начале XX века находим указания еще и на новые даты – 29 августа и 2 сентября. Так, протоиерей Константин Бокадоров в 1907 году в очерке о Рыльске писал:
"В Рыльском мужском Николаевском монастыре находится древний Чудотворный Образ Святителя Христова Николая, на обороте которого надпись имеется, что икона эта перенесена из молельни во храм в 1462 году. Этот образ по желанию Рыльскаго «Общества Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа» в память Священного коронования Государя Императора, Николая Александровича, ежегодно 20 августа (ст. стиль – прим.) приносится в г. Рыльск и для служения молебнов обносится по всем домам


ГОДЫ ЗАБВЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

  Огненные вихри революции смели с лица Русской земли многие святыни. Ушел от нас и чудотворный образ, судьба и местопребывание которого после революции и до сих пор неизвестны. Даже облик столь почитавшейся нашими предками иконы оставался на долгие годы утраченным и известным только по письменным описаниям общего характера. На острове, где когда-то стояла монастырская часовня, теперь остались лишь фрагменты фундамента из старинного кирпича, а также до сих пор сохранившийся в народе обычай именовать это место «каплица» (в южнорусский говор это слово пришло от польского Kaplica - часовня).
 В наше время можно отыскать участок, где в густых зарослях укрывается тот самый холм, на котором когда-то располагались строения Амонской пустыни. В 2010 году на месте бывшего Никольского храма в Асмолово был установлен поклонный крест, состоялся крестный ход к нему с участием братии Рыльского Свято-Николаевского монастыря, и приходского священства.

  В 2012 году Асмоловский крестный ход стал многолюднее, на него собрались не только местные жители, но и верующие Рыльска, Рыльского, Глушковского и Кореневского районов. В церковном мероприятии приняли участие представители администрации, учебных заведений, казачества. По просьбе верующих увеличился маршрут хода, его возглавил благочинный Рыльского округа протоиерей Владимир Ефремов.

  Словно отзываясь на усердие верующих, начали появляться следы ушедшей когда-то от нас святыни. Найдена фотокопия того самого чудотворного Рыльского образа святителя Николая, которую в 1907 году епископ Рыльский Иоасаф подарил рыльским купцам Филимоновым, известным своим благочестием и щедрой благотворительностью.



   Иконописный тип изображенной на фотографии иконы совпадает со старинными описаниями Рыльского образа – святитель Николай написан погрудно, в митре, хорошо заметна также характерная особенность иконы - две небольших фигуры предстоящих по обеим сторонам образа угодников Божиих, в которых старинные описания показывают свт. Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Рыльского. Например, архимандрит Анатолий (Ключарев) в 1885 году давал такое описание:
«…на правой стороне от Святителя изображен свт. Иоанн Златоуст, - в фелони с омофором, без шапки, замененной здесь нимбом; а по другую, левую сторону св. Николая – изображение препод. Иоанна Рыльскаго, в мантии с эпитрахилью и с обнаженною головою, окруженною так же нимбом. – Самое изображение Святителя Николая на сей иконе – менее даже пояснаго вида: лик его изображен с одними только плечами и верхнею частью груди и шеи».
 Совпадает также описание покрывавшего икону оклада искусной работы, который мы видим на фотографии – с украшенной камнями-стразами митрой, жемчужным чехлом-ризой и драгоценной подвеской-«цатой». Когда в 1834 году настоятель Рыльского монастыря архимандрит Сергий отдавал оклад иконы в чистку золотых дел мастеру, тот дал такую расписку:
«… от Рыльскаго Николаевскаго монастыря получил подлинную чудотворную икону св. Николая Рыльскаго – в золотой ризе, червоннаго золота; в ней весу 134 золотника с половиною; - при ней шапка из стразов и камней простых, - вся серебряная; в ней весу 64 золотника; на ней жемчужный чехол, весом в 32 золотника».
Отметим кстати, что в расписке, как и в описании совершившихся от образа чудес, ее называют иконой свт. Николая Рыльского.
Дарственная надпись на обороте также позволяет недвусмысленно идентифицировать образ, изображенный на фотографии, как свт. Николая Рыльского: «Снимок с чудотворнаго образа Святителя и Чудотворца Николая, что в Рыльском Николаевском монастыре. Марии Васильевне Филимоновой благословение Рыльскаго Николаевскаго монастыря. г. Рыльск, 30 января 1907 года». Надпись эта сделана золотым типографским тиснением и засвидетельствована собственноручной подписью чернилами: «Иоасаф, Епископ Рыльский, викарий Курской епархии».
Лицевая сторона фотографии находилась под стеклом и неотделимо приклеилась к нему. Время и плохие условия хранения (фото обнаружено на чердаке бывшего купеческого дома, в куче старых вещей) проявились по всей окружности фотографии желтыми пятнами, которые скрыли от нас детали покрывавшего икону искусно сработанного драгоценного оклада, но сам лик не тронут тлением, полностью свободен от повреждений и дает удобный материал для полноценного иконописного восстановления. Архимандрит Анатолий (Ключарев) сохранил для нас и описание «…касательно меры сего Образа, который имеет семь вершков в высоту и шесть – в широту» (т.е. образ имел размер приблизительно 31 Х 26,6 см). Такой же размер имеет и дарственная фотография, сделанная, по-видимому, в точную меру подлинника.
 

ЦЕННАЯ НАХОДКА 

Следующим важным шагом на пути к святыне стала находка в г. Рыльске в мае 2013 года старинной писаной копии Николы Рыльского. Она уже давно пребывала в Покровском храме, но простенькая полотняная риза, которая закрывала почти всю икону, мешала ее разглядеть и не позволяла заподозрить, что под столь скромным убранством скрывается такая реликвия.

Впрочем, прихожане-старожилы хранили в памяти рассказы посещавших когда-то Покровский храм благочестивых монахинь, в том числе известной рыльской подвижницы схимонахини Макарии, которые свидетельствовали, что эта икона – и есть тот самый Никола Рыльский. Но эта информация дошла до нас только сейчас. Своеобразием найденной иконы – вообще очень редким для иконописи - является то, что мастер изобразил на нем Николу Рыльского в его драгоценном окладе. Это настоящий подарок для иконописцев и реставраторов, которые пытаются воссоздать для монастыря образ в его оригинальной цветовой гамме и с драгоценным окладом ювелирной работы. 

А пока верующие имеют возможность поклониться в Покровском храме г. Рыльска единственному известному старинному списку чудотворного образа, вновь, как и наши предки, испросив святых молитв Николы Рыльского.

 

ЧУДЕСА НИКОЛАЯ РЫЛЬСКОГО

   Из книги архимандрита Анатолия (Ключарева) «Волынская пустынь Рыльского Николаевского монастыря» (1885 г.):
«…Из многих чудес, проистекавших и проистекающих от сей чудотворной иконы свт. Христова Николая, мы отметим здесь некоторыя, совершившияся в недавнее время:
1) В 1871 году, в весеннее время разлива реки Семи, просвирница села Ивановскаго, Льговскаго уезда, Покровской церкви вдовствующая дьячиха Матрона Петровна Кл-ва имела нужду – смолоть на Кольтечеевской мельнице мешок пшеницы; от села Мазеповки до мельницы она переправилась благополучно – на челну; а на обратном пути, быв опрокинута огромною льдиною, она очутилась в отчаянном положении; инстинктивно ухватившись за свой мешок и плывя на нем, призвала на помощь свт. Николая, когда до берега было еще не очень близко; в минутном отчаянном забытьи и какой-то дремоте, она почувствовала вдруг почву под своими ногами; а подоспевшие рыбаки окончательно спасли ее от смерти, тогда как перевозщик ея оказался утонувшим. Исповедание это мы слышали лично от оной просвирницы.

2) Один из рыльских граждан, прихожанин единоверческой церкви, в которой он, по закоренелости в расколе, едва ли когда и бывает, - явился 6 октября сего 1885 года в монастырь с усердною и неотступною, не мало удивившею знающих его просьбою – отпустить к нему в дом чудотворную Икону святителя Христова Николая. После совершеннаго в доме его молебствия с акафистом, гражданин сей N.N. Филимонов открыл свое истинное побуждение к благодарной молитве пред сею чудотворною иконою св. Николая: он недавно где-то утопал на водах и – получил спасение от совершеннаго потопления, только по данному обету и молитве к свт. Николаю Рыльскому».

 

Яндекс.Метрика